Аэростатические тепловые двигатели
Подъемная сила не только аэростата или дирижабля, но и тяжелой космической ракеты возникает всегда, если конструкция ЛА «вытесняет» значительные массы воздуха. Когда масса вытесняющего объема больше массы вытесняемого воздуха на данной высоте, возникает подъемная сила, равная разности этих масс, умноженной на ускорение силы тяжести, а масса вытесняющего объема больше массы вытесняемого воздуха, то вес ЛА уменьшается на величину веса вытесненного воздуха. Таким образом, при взвешивании тел гирями или пружинными весами (так производится весовая заправка топливных емкостей ЛА на стартовой позиции) необходимо учитывать аэростатическую (архимедову) силу. Если этого не сделать, то количество топлива будет больше расчетной величины, то есть ЛА будет неоправдано перетяжелен.
Другой случай. Двигательная установка ракеты-носителя Н-1, которая была предназначена для осуществления отечественной лунной программы (см. рис. 20, а), представляла собой замкнутую
многосопловую двигательную компоновку, в донной полости которой объемом V более 150 м циркулировал нагретый от струй до 1000 К воздух. Воспользовавшись уравнением состояния идеального газа, определим подъемную силу этого объема в момент старта ракеты:
PK = Vg(pB-pr) = Vg
где индексом «в* отмечены параметры окружающего «г» — горячего воздуха в объеме V.
Как видим, для сверхтяжелой ракеты, у которой суммарная тяга всех двигателей на старте составляла 4500 тонн, добавок тяги в 150Н или 0,015 тонн, казалось бы, незначителен. Не следует забывать, однако, что этот добавок бесплатен. На получение этой тяги бортовое топливо не затрачивается. Вот почему ракета, выводящая около 100 тонн полезного груза, получает за счет аэростатической силы гарантированный добавок массой в несколько десятков килограмм, а этим пренебрегать уже нельзя, так как стоимость выведения на ОИСЗ 1 кг полезного груза Оценивается в 1,5-2 тыс, долларов США.
В Московском авиационном институте ведутся работы по ЛА нового типа — термоплану (рис. 38), принцип действия которого основан на создании подъемной аэростатической силы за счет несущего газа (гелия) и горячего воздуха от двигателя или подогревателя, то есть аналогичен только что рассмотренному.